>>
Считаете ли Вы важными знания экономики?
Ответить!
 


Главная страница > О НПК >  > 

Прозрачность и подотчетность вузов как объективное условие повышения качества высшего образования 2009-2011 гг.


Проект «Прозрачность и подотчетность вузов как объективное условие повышение качества высшего образования» стал продолжением деятельности молодежных неправительственных организаций в сфере повышения прозрачности системы высшего образования и молодежной политики, которая стала возможной благодаря активной поддержке со стороны Фонда Сорос-Казахстан. Инициатива выполнялась сетью молодежных организаций из шести регионов. Среди молодежных НПО были МОО «Независимое поколение Казахстана», г.Атырау, ОО «Активная молодежь СКО», г.Петропавловск, МОО «Лига молодых «Ансар», г.Караганда, ЮКО ОФ «Молодежная информационная служба Казахстана», г.Шымкент, Учреждение «Альянс гражданского общества» г.Усть-Каменогорск и Алматы.

 

Мотивом для реализации проекта послужил ряд предпосылок и предположений, которые необходимо было бы подтвердить либо опровергнуть в ходе исследования. Среди таких предположений мы определили следующие. Управление в вузах с точки зрения молодежных организаций не прозрачно, а администрации вузов не в полной мере говорят о результатах своей работы. Информация о вузах в основном доступна в буклетах и не содержит финансовых и административных данных. На сегодняшний день вузы готовят кадры, которые, мягко говоря, не соответствуют по знаниям и навыкам рынку труда. Бизнес-сообщество в основном не удовлетворено качеством высшего образования. Высок уровень студентов-заочников, которые получают дипломы при отсутствии глубоких знаний предмета. Коррупция в вузах также не является секретом. По-нашему мнению единственным выходом из сложившейся ситуации является внедрение лучших практик управления вузам, где в управление активно вовлечены студенты, заинтересованные стороны и бизнес, информация о финансовой деятельности и важных административных вопросах размещена в общественном доступе, а аттестацию студентов и весь процесс обучения можно отследить через электронные базы данных и информационные системы учета посещаемости и успеваемости студентов.

 

Проект был сфокусирован в первую очередь на выполнении ряда мониторинговых и оценочных исследований наравне с проведением информационной кампании о финансировании сферы высшего образования и управления вузами в регионах Казахстана. В целях усиления аналитического направления и более глубокого изучения результативности высшего образования был включен компонент опроса студентов, преподавателей, администраций вузов, ассоциаций работодателей, и уже работающих выпускников на предмет выявления их видения текущей ситуации в сфере высшего образования.

 

Проведение мониторинга предполагало изучение нормативной базы в сфере предоставления грантов и кредитов по государственной программе, изучение процедур финансирования, организацию анкетирования основных бенефициаров программы – студентов и вузов. Мониторинговый компонент также включал рассылку писем запросов и изучение открытых источников информации – мониторинг прессы и интернет-сайтов ВУЗов.

 

Целями проекта стали: повышение качества управления ВУЗами через проведение мониторинга государственной программы предоставления грантов и кредитов и прозрачности в управлении ВУЗами, а также обеспечение информационного освещения выявленных результатов исследования на уровне областей и республики.

 

Целевые группы проекта: 1) студенты и их родители; 2) вузы шести регионов; 3) Министерство образования – департамент высшего образования; 4) журналисты, которые освещают социальные вопросы, в том числе тематику высшего образования.

 

Выборка для проведения анкетирования включала опрос студентов из 12 ВУЗов  (3 частных и 9 государственных, по 2 ВУЗа в каждом из шести регионов), выпускников/молодых специалистов и работодателей, администрации ВУЗов и преподавателей. Всего было составлено пять видов анкет специально для каждой категории целевой аудитории. В опросе участвовали 300 студентов ВУЗов (по 50 студентов в 6 ВУЗах). Опрос состоял из вопросов по трем направлениям: 1) исследование прозрачности выделения грантов и кредитов; 2) прозрачность и эффективность управления учебным процессом и финансами; 3) оценка студентами качества полученного образования. Представительство студентов каждого выбранного региона соответствует 16,7 процентам.

 

Количество опрошенных выпускников ВУЗов также составляет 50 человек с каждого ВУЗа шести регионов Казахстана – в ходе заданных 16 вопросов, исследователями была поставлена задача выяснить, как они оценивают качество полученного образования с точки зрения уже имеющегося опыта трудоустройства и некоторой практики работы. Сопоставление данных, полученных от молодых специалистов, было обеспечено отчасти за счет опроса работодателей, отбор которых также соответствовал ранее принятым принципам – 50 человек с шести регионов.

 

Две последние, но не менее важные группы, опрошенные в ходе исследования, преподаватели и администрации ВУЗов. Количество опрошенных из числа преподавателей составляет 45 человек в каждом регионе, среди них были выбраны кураторы групп по 20 человек, преподаватели-предметники по 20 человек, руководители профессиональных комиссий и комитетов по делам молодежи по 5 человек. И администрации ВУЗов, которые вариативно включали ректоров, проректоров по различных направлениям, начальников финансовых отделов, главных бухгалтеров и деканов факультетов – по 16 человек.

 

Таким образом, в каждом регионе было опрошено 211 человек, или всего  1,266 в ходе исследования. Отличительной особенностью данного исследования стало то, что в одинаковой пропорции представлены студенты и выпускники, а также другие заинтересованные группы.

 

Исследовательский отчет на русском и казахском языках доступны в разделе "Публикации"

 

Пресс-релиза круглого стола в г.Астана, 7 июня 2011 года доступен в разделе "Пресс-центр / Пресс-релизы"

 
 
Бюджетный календарь
Расписание бюджета на ближайшие месяцы
 
Конкурсы
Раз в месяц мы устраиваем конкурсы, в которых может участвовать любой желающий